Вправе.РФ
Государственная платформа бесплатной юридической помощи Минюста России
Дата создания: 27.11.2022
Дата изменения: 11.09.2025
Что такое электронная подпись?
Сейчас большое количество различных заявлений, обращений и даже договоров оформляется в электронном виде. При этом надо как-то зафиксировать, что они исходят от того, кто вправе их оформлять. Но ведь обычную подпись на них не поставишь!
Поэтому и появилась «электронная подпись» под которой закон понимает информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Таким образом, электронная подпись (Далее — ЭП) позволяет подтвердить, что тот или иной электронный документ действительно подписан данным лицом.
Законодательство определяем три вида электронной подписи:
- Простая ЭП (Далее — ПЭП).
Самый простой пример использования ПЭП — это логин и пароль, вводимые при входе на какой-то сайт, исходя из чего этот сайт понимает, что вы — это вы (например, сайт Госуслуги). Использовать ПЭП для замены «живой» подписи на документах можно только если это предусмотрено законодательством или договором.
- Усиленная неквалифицированная ЭП (Далее — НЭП).
Принцип устройства НЭП немного сложнее, но использовать ее можно также, только если разрешил законодатель или договорились стороны.
- Усиленная квалифицированная ЭП (Далее — КЭП).
Самый надежный вид ЭП, который можно получить в специальном удостоверяющем центре. По умолчанию может заменить подпись на любом документе, если законодательно не установлена необходимость оформления соответствующего документа только на бумаге.
КЭП ни в коем случае нельзя терять, а если по каким-то причинам это все же произошло, необходимо немедленно обратиться в выдавший КЭП удостоверяющий центр и заблокировать ее.
Важно! КЭП — это аналог вашей собственной подписи.
Дополнительно можно подстраховаться, чтобы КЭП не была использована против ваших интересов, — например, подать в Росреестр заявление о том, что любые сделки с вашим недвижимым имуществом могут быть проведены только при вашем личном присутствии.
Электронная подпись сейчас получает все более широкое распространение: теперь ЭП можно использовать и в трудовых отношениях, что очень удобно, в частности, для сотрудников, которые работают удаленно — теперь им не нужно каждый раз приезжать в отдел кадров для того, чтобы подписать тот или иной документ.
Более подробно с информацией об электронной подписи и возможности ее использования вы можете ознакомиться в Федеральном законе «Об электронной подписи» и в статьях 22.1, 22.2, 22.3 Трудового кодекса РФ.